Кости — одна из древнейших игр. Инструментом для игры являются кубики (кости) в количестве от одного до пяти в зависимости от вида игры. При правильной разметке противоположные грани костей должны в сумме составлять 7 (6 против 1, 5 против 2, 4 против 3). Суть игры состоит в выбрасывании кубиков и дальнейшем подсчёте очков, количество которых и определяет победителя. Разновидности игры предполагают разный подсчёт очков.
Основной принцип игры в кости — каждый игрок по очереди бросает некоторое количество игральных костей (от одной до пяти), после чего результат броска (сумма выпавших очков; в некоторых вариантах используются очки каждой кости по отдельности) используется для определения победителя или проигравшего. До конца игры может производиться произвольное количество бросков.
Одна из древнейших игр — первые прообразы игральных костей найдены в Египте, и датируются они XX веком до н. э. Упоминается в «Махабхарате», «Библии», широко распространилась в Древнем Риме. Имеет множество разновидностей, от простых (выигрывает выкинувший большее количество очков) до сложных, в которых можно использовать различные тактики игры.
История игры
Название указывает на то, что ранее в игре использовались кости животных; по некоторым источникам, игра в кости связана с гаданием на костях животных. На это указывает также то, что в древности результат игры считался изъявлением воли богов.
Точное место возникновения игры в кости не известно. Самые древние кости датируются ХХ веком до н. э., обнаружены в Фивах. Первоначально кости служили орудием для гаданий. По данным археологических раскопок в кости играли повсеместно во всех уголках земного шара. Название произошло от первоначального материала — костей животных.
Древние греки считали, что кости изобрели лидийцы, спасаясь от голода, чтобы хоть чем-то занять свои умы [1]. Софокл в трагедии «Паламед», дошедшей до нас лишь частично, утверждает, что герой Троянской войны Паламед научил греков играть в кости [2].
Считается, что распространение в Европе игра получила благодаря римским патрициям. Игра в кости получила отражение в древнеегипетской, греко-римской, ведической мифологии. Упоминается в Библии, «Илиаде», «Одиссее», «Махабхарате», собрании ведических гимнов «Ригведа». В пантеонах богов хотя бы один бог являлся обладателем игральных костей как неотъемлемого атрибута[3].
После падения Римской Империи игра распространилась по Европе, особенно увлекались ей во времена Средневековья. Поскольку игральные кости использовались не только для игры, но и для гадания, церковь неоднократно пыталась запретить игру, для этой цели придумывались самые изощрённые наказания, но все попытки заканчивались неудачей.
Согласно данным археологии, в кости играли и в языческой Руси. После крещения православная церковь пыталась искоренить игру, но среди простого народа она оставалась популярной, в отличие от Европы, где игрой в кости грешила высшая знать и даже духовенство.
Война, объявленная властями разных стран игре в кости породила множество различных шулерских уловок.
В век Просвещения увлечение игрой в кости постепенно пошло на спад, у людей появились новые увлечения, их больше стали интересовать литература, музыка и живопись. Сейчас игра в кости не столько широко распространена.
Современная игра в кости (craps, крэпс)
На сегодняшний день, в игру кости играют в казино по всему миру. Онлайн варианты этой игры существуют в различных интернет казино.
Разновидности игры
- Бак Дайс (при игре используются три кости, количество игроков неограниченно);
- Хай Дайс (используются две кости, парная игра);
- Банк на костях (парная игра с тремя костями);
- Блеф (используются пять костей, игра похожа на покер);
- Больше-меньше (количество игроков неограниченно, две кости);
- Игра в 13 (две кости, любое число игроков);
- Крэпс (две кости, неограниченное количество игроков);
- Мартинетти или Огайо (три кости, число игроков неограниченно);
- Морские кости (пять костей, любое число игроков);
- Покер на костях (используются пять костей с необычной «карточной» разметкой граней — дама, валет, король, и пр., количество игроков неограниченно);
- Свинья (игра с одной костью и любым количеством игроков);
- Тузы (неограниченное количество игроков, пять костей);
- Четыре кубика (парная игра с четырьмя костями);
- Тысяча (5 костей, но очки дают только за 1 и 5, остальные либо сбивают очки, либо создают комбинации);
- Чикаго (используются две кости, количество игроков неограниченно);
- Чак-э-лак (используются три кости, выигрыш игрока пропорционален количеству костей, на которых выпало заказанное число очков)[4];
Интересные факты
- Некоторые римские императоры были подвержены пагубному пристрастию к этой игре, в особенности Калигула;
- Самые древние «шулерские» кости обнаружены в Южной Америке;
- Слово «азарт» происходит от арабского названия игры в кости [5];
- Принципы игры в кости используются в детских настольных играх;
- В Средние века были изобретены специальные кости для духовенства — вместо очков на них наносились изображения добродетелей;
- В Древнем Риме простые граждане могли играть в кости только в определённые сезоны;
- Самый первый закон, запрещающий игру в кости, дошедший до нас, датируется III веком до н. э.
Вероятность выигрыша
Выигрыш при игре в кости рассчитать довольно несложно, поскольку вероятности легко вычисляются. Вероятность выброса конкретного количества очков при игре с одной костью равна 1 к 6. При возрастании количества костей вероятность уменьшается. Например, при игре на двух костях наименьшей вероятностью будет выпадение «2» и «12» очков, а ближе к среднему значению вероятность возрастает. Большой вероятностью выпадения обладает «7».При увеличению числа кубиков, наибольшая вероятность так же стремится к среднему значению. Расчёт вероятности выигрыша лучше начинать с расчёта вероятного количества ходов в игре [6].
Комментариев нет:
Отправить комментарий